Усадьба, в которой в начале 20 века, по словам Игоря Грабаря — «перебывали все московские художники», находится под угрозой разрушения.

В последние две недели в Московское областное отделение поступают сообщения о плачевном состоянии усадьбы Дугино, расположенной в посёлке Мещерино Ленинского района Московской области. В начале мая главный дом усадьбы значительно пострадал от пожара, который, по версии местных жителей и пожарных, был вызван поджогом. Выгорел третий этаж и западное крыло (всё – советского периода постройки), но сохраняется историческая часть главного дома – первые два этажа, а также усадебный парк.

Усадьба, не состоявшая на госохране как памятник истории и культуры, имеет высокую мемориальную ценность. Основанная в 1870-х годах купцом Василием Ефремовичем Мещериным, владельцем московской Даниловской мануфактуры, через десять лет она перешла его сыну Николаю, будущему художнику. При Николае Васильевиче здесь подолгу жили и работали многие русские живописцы – И. Грабарь, А. Корин, А. Васнецов, И. Левитан, С. Малютин, С. Жуковский и другие мастера. Многие из них запечатлели на своих полотнах окрестные деревни и природу. Гостеприимство хозяина усадьбы, творческая атмосфера, красивая русская природа способствовали тому, что Дугино стало своеобразным культурным центром – в столовой главного дома собиралось иной раз по 20 и более человек родственников и друзей.

Особенно подолгу здесь бывал замечательный русский художник, впоследствии реставратор, Игорь Грабарь. Приехав в усадьбу в 1904 году, он прожил здесь с перерывами до осени 1917-го, женившись на Валентине Михайловне Мещериной, внучке основателя усадьбы. В окрестностях Дугино им были написаны такие известные работы как: «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Неприбранный стол», «Хризантемы» и многие другие. Игорь Эманнуилович любил это место, о чём говорят, например, эти строки из его воспоминаний: «Я в первый же день проехался, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берёз» и «я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвёртый и на тринадцатый год, превратившись а одного из старейших дугинских аборигенов».

Сам Николай Васильевич Мещерин, увлёкшись пленэризмом, экспонировал свои работы на выставках объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. Их высоко ценили современники, покупали коллекционеры и Третьяковская галерея. Художник писал Плёс, Троице-Сергиеву лавру, другие места, но чаще всего он изображал окрестности своей усадьбы. Одна из его замечательных работ так и называется – Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычева. Художник умер в конце 1916 года, после чего усадьба перешла его жене и родственникам.

Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычева. Н.В. Мещерин. 1906

К 1917 году в усадьбе имелся двухэтажный каменный дом в стиле эклектики, а также хозяйственные постройки: конюшня, амбар, теплица и прочие строения; усадебный парк по пологому берегу спускался к реке Пахре.

После национализации в усадьбе располагался совхоз «Мещерино-Котляково», транспортный отдел ВЦИК, затем она перешла в ведение КГБ. Главный дом был надстроен третьим этажом, но при этом в первом этаже сохранилась планировка, включая большую столовую, где некогда собирались все обитатели дома. В парке сохранялся так называемый «кружок» — обсаженная деревьями полукруглая площадка, где прежде стояли деревянные скамьи, и открывался дальний вид на окрестности.

До недавнего времени бывшая усадьба принадлежала Академии пограничных войск РФ, дом использовался под жильё для слушателей Академии. По непроверенной информации, три года назад усадебный участок был продан под застройку, главный дом, находившийся в хорошем техническом состоянии, отключен от коммуникаций, запланирована вырубка парка. Недавний пожар может стать началом быстрого уничтожения этого усадебного места, в стенах дома и природном ландшафте хранящего память о культурной жизни этой части Подмосковья.

Взволнованные пожаром усадебного дома и возможным уничтожением усадьбы Дугино в Мособлотделение обратились потомки Мещериных и И.Э. Грабаря – искусствоведы Мария Мстиславовна, Елена Викторовна и Наталия Андреевна Грабарь. Принимая во внимание роль усадьбы в культурной жизни Москвы рубежа 19-20 веков, поднят вопрос о реставрации главного дома и последующего устройства в нём музея. Мособлотделение готово обсудить этот вопрос с владельцем территории, когда он станет нам известен. Мы призываем организацию-собственника дома и парка к бережному отношению к этому историческому месту, к пониманию его ценности для русской культуры и к диалогу. Со своей стороны мы приложим все усилия для постановки усадьбы Дугино на госохрану как объекта культурного наследия.

Ирина Трубецкая