Сколько себя помню, об усадьбе Марфино всегда говорили как о жемчужине Подмосковья. А ведь и правда Марфино – словно ювелирное украшение: природная красота ландшафта в обрамлении творения рук человеческих. И как знать, может, бледно-розовый цвет зданий – это отсыл к розовому жемчугу.

«Время здесь застыло, как дворец,

Небеса тихонько веют звоны.

Вечным наслаждением сердец –

Статуи, беседки и колонны.

Не найти жемчужины другой,

Где так всё пронизано любовью.

Марфино – подарок дорогой,

Сказочное место Подмосковья»

Городецкая Светлана

Велика история усадьбы не только годами, но и владельцами. Все как один они — люди служилые, государству российскому славу доставлявшие.

Самое ранее письменное упоминание Марфино приходится на 1496 год.

Изначально митрополичья земля, она постепенно переходила во владение стольников государевых и думных дьяков, среди которых представители древнейших родов, таких как Бутурлины, Головины, Голицыны, и более новых, но не менее значимых, как, например, Василий Щелкалов из ближнего круга Ивана Грозного, как сегодня мы сказали бы, руководитель внешнеполитического ведомства, или думный дьяк Заборовский, такого же статуса. Последний гораздо больше времени уделял Марфино, тогда еще называвшемуся Щибрино, Марфино тож. Именно при нем здесь стала отстраиваться и благоустраиваться местность: была запружена Уча и вырыты пруды. А при следующем владельце – дядьке Петра I князе Борисе Алексеевиче Голицыне – строится в 1703–1707 годах вместо деревянной каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с которой связана одна из марфинских легенд. И повествует она о талантливом крепостном архитекторе и жестоком князе.

Но надо сказать, что в голицынские времена усадьба Марфино не достигла своего расцвета, хотя здесь уже существовали господские деревянные хоромы и различные службы, построена каменная церковь.

Расцвет наступит несколько позже, когда имение перейдет во владение Салтыковых. 92 года из истории Марфино принадлежит этому роду.

Справедливы слова князя Долгорукова: «Ни из одной фамилии не было столько бояр, столько фельдмаршалов и столько главных начальников Москвы, как из Салтыковых».

Семен Андреевич Салтыков – владелец Марфина – отец  московского вице-губернатора В. С. Салтыкова и генерал-фельдмаршала, московского градоначальника  П. С. Салтыкова, дед генерал-фельдмаршала и военного губернатора Москвы И. П. Салтыкова.

Граф Семен Андреевич Салтыков

Петр Семенович и Иван Петрович были героями Семилетней и других войн, внеся значительный вклад в победы русской армии, среди которых битвы при Кунерсдорфе и Цорндорфе.

Граф Петр Семенович Салтыков
Граф Иван Петрович Салтыков

При Салтыковых – московских градоначальниках активно формировался архитектурный облик города и благоустраивалась жизнь горожан.

Открывались новые почтовые отделения, реконструировались Головинский и Коломенский дворцы, ремонтировалась Оружейная палата, возобновлялись мосты через Москва-реку, валы Земляного города вокруг Кремля и Китай-города, были построены Воспитательный дом и военный госпиталь в Лефортове.

По поручению И. П. Салтыкова архитектором Казаковым был создан альбом фасадов домов Москвы, дающий нам сегодня возможность «увидеть» Москву конца XVIII века. Благодаря этому труду некоторые сохранившиеся московские усадьбы в результате реставрации приобретают свое «настоящее лицо».

А последний из этого рода по мужской линии – Петр Иванович – мог бы сделать не менее значительную военную карьеру. Герой Аустерлицкого сражения готовился стать и героем Отечественной войны 1812 года, на свои средства начав формировать своего имени Гусарский полк. Судьба, однако распорядилась иначе. Молодой граф Салтыков – личный враг Наполеона, как писал о нем Эжен Лабом, служивший во французской армии, умер в конце 1812 года, прожив всего 28 лет.

Граф Петр Иванович Салтыков

В истории Марфино период владения родом графов Салтыковых не зря называют золотым. Именно в это время сформирован основной облик усадьбы: разбиты парки, сооружены господский дом, флигели, службы и конный двор.

История не сохранила имени того гениального архитектора, расположившего усадьбу на высоком берегу запруженной реки Учи, поместившего господский дом между «двумя небесами» – собственно небом и его отражением в зеркальной глади пруда, заставляя дворец «парить».

К сожалению, не сохранились планы и какие-либо графические изображения марфинских построек. Есть воспоминания Ф.Ф. Вигеля, бывавшего юношей в Марфино, но оно, по всей видимости, не совсем точно, так как свои воспоминания Филипп Филиппович писал уже в весьма солидном возрасте. Описание дворца, представленное Вигелем, не выдерживает наложения на местность.

И тем не менее, мы можем предположить, как выглядела усадьба, по сохранившимся зданиям и сооружениям салтыковского времени, то есть второй половины XVIII века. Это:

– два Псарных корпуса, предназначенных для проживания дворовых людей-псарей и представляющих собой одинаковые двухэтажные кирпичные здания с восьмиколонными портиками и фронтоном;

– двухэтажная беседка «Миловида»;

Фото сер. ХХ в.

– беседка-полуротонда или музыкальный павильон;

Фото сер. ХХ в.

– церковь святых апостолов Петра и Павла, довольно редкого типа «под звоном»;

– конторский флигель или дом управляющего из кирпича в два этажа с мезонином;

– каретный сарай двухэтажный кирпичный с белокаменными кронштейнами и полуциркульными окнами.

В воспоминаниях уже упоминавшегося Эжена Лабома говорится, что дворец графа Салтыкова считался одним из красивейших в России.

Но красота не спасла. Усадьба была разграблена и сожжена в начале октября 1812 года.

Смерть молодого графа, тяжба за наследство, переход владения от Салтыковых к Орловым надолго задержали восстановление и возвращение к жизни этого удивительного места.

Тот архитектурный облик, что мы видим сегодня, придал усадьбе Марфино выдающийся архитектор, ученик Д. Жилярди, директор Московского дворцового училища архитектуры, создатель Московского архитектурного общества – Михаил Доримедонтович Быковский, перестраивавший усадьбу в 30–40-х годах XIX века.

Михаил Доримедонтович Быковский

А вдохновителем и заказчиком была графиня Софья Владимировна Панина. Женщина, рожденная и воспитанная в семье младшего из пяти братьев Орловых – Владимира Григорьевича Орлова. Его интересы были более чем обширны: от философии и астрономии до музыки. Владимир Григорьевич сам наблюдал за тем, чтобы его дети также были всесторонне и хорошо образованы. И Софья Владимировна не была исключением.

Совсем еще юной девушкой она вышла замуж за графа Никиту Петровича Панина, племянника знаменитого Никиты Ивановича Панина, без совета с которым Екатерина Великая не принимала важных решений и даже доверила ему воспитание наследника престола великого князя Павла Петровича. Сам Никита Петрович в 29 лет стал вице-канцлером Российской империи. Но трагическая смерть императора Павла и дворцовые интриги привели не только к его отставке, но к опале и ссылке в имение Дугино Смоленской губернии с запретом въезда в обе столицы.

И в семье Орловых, и в семье Паниных занятия искусствами были повседневностью. И Владимир Григорьевич Орлов, и Никита Петрович Панин, к примеру, писали музыку, в том числе оперы. А уж о библиотеках и их сокровищах говорить нечего. Они были в каждом их доме. Чтение было одной из форм времяпрепровождения.

У Софьи Владимировны было сложная женская судьба: много детей, их болезни и смерти, жизнь на несколько домов: Москва и имение Отрада в Серпуховском уезде, где жили престарелые родители, Москва и Петербург, где учились дети, Дугино в Смоленской губернии, где вынужден был жить в опале Никита Петрович, многочисленные имения, где велось хозяйство, и Марфино, где шло строительство.

Несмотря на все эти жизненные невзгоды, Софья Владимировна следила, как мы сказали бы сегодня, за новинками культуры. Среди её любимых писателей был модный в то время Вальтер Скотт. Его романы были темой обсуждения в салонах и письмах.

Можно вспомнить и путешествие семьи Паниных в Европу, в частности, в Италию, которое семья Паниных совершила в недолгий благополучный период жизни.

И, видимо, эти итальянские впечатления, романы Вальтера Скотта да природная романтичность натуры самой графини Софьи Владимировны и родили образ усадьбы-мечты. Ну и, конечно же, талант архитектора, реализовавшего эту мечту. Да и сама местность отвечала тем идеям, что были заложены заказчицей.

Исследователи архитектуры усадьбы Марфино до сих пор не могут прийти к единому мнению о стиле, в котором выполнен марфинский ансамбль, ведь здесь видны реплики многих стилей. Но как все удачно сложилось! И эту архитектурную эклектику назвали романтическим стилем.

Как удалось М.Д. Быковскому собрать в единое целое сохранившиеся салтыковские строения и возведенные новые?

А некоторые архитектурные объекты являются уникальными, не имеющими аналогов в мире.

Прежде всего это доминанта и «визитная карточка», собирающая в единый ансамбль части и здания усадьбы, – Каменный мост, который в народе называют Рыцарским. Его внешний облик вполне соответствует нашим представлениям о рыцарских временах, описанных в романах Вальтера Скотта: башенки, бойницы, украшенные зубцами.

Две разные по размерам арки моста соединены великолепной галерей с двадцатью двумя колоннами, по краям которой две башни с орнаментом, выполненным из шамотной глины. Изготовление подобных элементов декора было прекращено в конце XIX века.

Прекрасное сочетание красного кирпича и белого камня декора перекликается с подобным оформлением Конного двора и Каретного сарая.

Сейчас нас трудно удивить самыми невероятными мостами. Но в то время не существовало мостов такой сложной конструкции, где арки моста расположены по отношению к соединяющей их галерее под разными углами, и проезжая часть с одной стороны раздваивается: одна дорога ведет к церквям, а вторая – к Господскому дому.

Аналогов Каменному мосту в Марфине в мире нет.

Не имеет аналогов и Конный двор. На карте конца XVIII века, когда владельцами были Салтыковы, показана традиционная конструкция конных дворов – прямоугольная. Перестроенный же М. Д. Быковским, Конный двор треугольный в плане. Причем каждая их трех сторон имеет свой, отличный от других, фасад.

Главный въезд Конного двора. Фото 1920-1929 гг.

Следует отметить, что перестройка усадебных строений в 30–40-х годах XIX века архитектором М.Д. Быковским производилась на старых фундаментах, то есть здания занимают ту же площадь, что и построенные при Салтыковых. Но, так как неизвестно, какие сооружения были в усадьбе до 1812 года, нельзя с достоверностью сказать, что при Паниных все объекты были восстановлены.

После смерти Софьи Владимировны Паниной имение перешло во владение Виктора Никитича Панина, ее младшего сына. Занимая высокие государственные посты (более 20 лет был министром юстиции), он жил в основном в Санкт-Петербурге. Раз в год, летом, члены семьи Паниных приезжали в Марфино.

Граф Виктор Никитич в своих распоряжениях постоянно указывал, что необходимо в имении поддерживать все так, как было «при матушке». Но тем не менее хозяйство постепенно приходило в расстройство. Часть сооружений была разобрана. Этот процесс ускорился после отмены крепостного права.

В начале ХХ века владелицей стала правнучка Софьи Владимировны Паниной, урожденной Орловой, её тезка – Софья Владимировна Панина.

Графиня Софья Владимировна Панина

Благотворительность всегда была частью деятельности семейства Паниных. А для последней владелицы усадьбы Марфино она стала смыслом и делом жизни. Оказание помощи страждущим и нуждающимся продолжалось и в эмиграции. Памятью об этой удивительной женщине и памятником ей является знаменитый Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, построенный Софьей Владимировной на личные средства.

После революции 1917 года имение Марфино графов Паниных было национализировано, а усадьба использовалась для отдыха трудящихся.

Сегодня в ней расположен Марфинский военный клинический санаторий.

В 60-е годы ХХ века усадьба получила статус памятника федерального значения. И в советское время находилась под охраной государства. За исключением Псарных корпусов, остальные объекты поддерживались в надлежащем состоянии с проведением реставрационных и ремонтных работ.

1990-е и 2000-е годы нанесли существенный урон многим сохранившимся объектам. Произошло обрушение одной их подпорных стен Каменного моста, произошел ряд пожаров: в Господском доме, в Конторском флигеле, Конном дворе.

Принятие нового, действующего ныне, законодательства об охране памятников ситуацию не улучшило.

Сегодня части усадьбы принадлежат разным владельцам:

– пейзажный парк «Дарьина роща» находится в частном владении;

– церковный комплекс в ведении Русской православной церкви;

– центральная часть усадьбы с мостом, Господским домом с флигелями, регулярным и пейзажным парком «Круча» – санаторий;

– конторский флигель – по некоторым сведениям, неучтенный Росимуществом объект;

– каретный сарай и конный двор – частное владение.

В результате отсутствует восприятие усадьбы Марфино как единого архитектурного ансамбля. Тем более невозможно поддерживать все объекты в надлежащем состоянии, что и наблюдается.

Каретный сарай и Конный двор превратились в руины.

Даже те объекты, что находятся в ведении государственных структур (министерства обороны), содержатся не в лучшем виде.

Уникальный Каменный мост лишился еще одной подпорной стены после сильных дождей в 2020 году, в результате чего оголилась большая арка. Трещины в кирпичной кладке, вымывание осадками грунтового тела моста грозят обрушением.

Аллеи регулярного парка запущенны: практически отсутствуют подсадки деревьев либо подсаживаются деревья несоответствующих пород, дорожки не чистятся и зарастают травой, изменена система каналов.

Несколько лет назад у Господского дома на колоннах открытой беседки исчезли вазоны с путти.

Летняя беседка у Господского дома
Вазон с путто на колонне летней беседки

К вновь установленному павильону для проведения торжественных мероприятий, который не соответствует образу усадьбы, проложены новые капитальные дорожки.

Многочисленные обращения местных жителей в разные инстанции, ответственные за исполнение законодательства об охране памятников, не дают удовлетворительных результатов.

Елена Озолина

Иллюстрации взяты из открытых источников