Ирина Трубецкая

Усадьба Семёновское-Отрада в Ступинском районе этим летом привлекла внимание многих людей. Уникальный архитектурный ансамбль, который стремительно разрушается последние 15 лет, необходимо спасти, для этого государству предстоит определить имущественный статус и найти достойного пользователя, готового взяться за реставрацию. А пока этого не произошло, Московское областное отделение ВООПИК будет поддерживать усадьбу, привлекать внимание широкой общественности и специалистов. Параллельно мы изучаем её, разбираясь в истории и периодах строительства множества построек, составляющих комплекс. Ниже небольшой отчёт о проделанной работе.

Вид на дом и церковь из пейзажного парка за Лопасней, середина XIX в.

Субботник

9 июля прошёл субботник на усадебной территории. Большое спасибо всем за участие! С нами были представители областного Управления культурного наследия и Госадмтехнадзора, местные жители и москвичи, откликнувшиеся на призыв в сетях. Отдельная благодарность руководству санатория и Военмедуправления ФСБ РФ за допуск на территорию. Прежде всего, мы занимались удалением растительности с парадного и южного дворов и на террасах. Сделано многое, раскрыты оба фасада дома, теперь он хорошо виден с дороги и от реки. Остаются неубранными внутренние дворы, где из-за плотной поросли у стен постоянная затенённость и влажность. Мы рассчитываем продолжить работу и организовать второй субботник в августе.

Также была проведена инвентаризация усадебного ансамбля, в котором помимо главного дома множество хозяйственных сооружений. Мы обошли все сохранившееся постройки, имеющие статус объекта культурного наследия, уточнили их состояние. Вместе с архитектором и сотрудниками Управления культурного наследия прошли по главному дому, осмотрели степень утрат. Зрелище печальное – на стенах и потолках плесень, лепнина и роспись осыпались, изразцовые печи разбиты, паркет местами выломан, кровли почти нет, раскрыты все проёмы.

Остальные постройки также пустуют, внутри разгром. В западной оранжерее из трубы вытекает вода, что негативно влияет на состояние пола и стен. На воротах ни орлов, ни львов, местами сбиты декоративные шары, кирпичи вываливаются. При всём этом архитектура впечатляет – массивные пилоны ворот и кирпичные ограды, изящные оранжереи и затейливые павильоны, главный дом флигелями словно обнимает парадный двор, позади него луг, выходящий на реку, перед ним – на пригорке церковь, устремлённая шпилем в небо. Когда находишься там, будто слышишь симфонический оркестр, например, Пасторальную симфонию Бетховена.

История основания и развития усадьбы

Это одна из лучших усадеб Екатерининского времени. Она была выстроена на землях, пожалованных Екатериной Алексею Григорьевичу Орлову в 1772 году и уступленных последним брату Владимиру. В 1774 году Владимир Григорьевич покинул службу, пост директора Академии наук, и через несколько лет поселился в Семёновском. Строительство дома и других сооружений начато в 1775 году. По письмам известно, что граф лично следил за возведением построек, обустраивая усадьбу, он прожил здесь 50 лет до своей смерти в 1831 году. Со слов соседа Свербеева, оставившего записки, граф рассказывал, что он призвал лучшего архитектора, который указал ему место на холме для трёхэтажного дома и церкви. Но граф изменил замысел, поставив дом ниже церкви и сделав его двухэтажным. Дом в то время отличался от нынешнего вида – крыльца на обоих фасадах поздние, а церковь не имела боковых приделов.

Вместе с домом строились флигели, павильоны и ряд деревянных сооружений. В 1795 году между южным фасадом дома и рекой Лопасней устроен фонтан, который дожил до 20 века. Был разбит английский парк, в котором устроены всевозможные «затеи» и зверинец. В юго-восточной части участка, где теперь новые корпуса санатория, было обширное оранжерейное хозяйство и сад. Известно, что этот участок имел белокаменное ограждение, как с верхней стороны, так и со стороны реки. Это ограждение тоже дожило до начала 20 века. Ни сада, ни его белокаменного ограждения в наше время нет. Старые оранжереи и теплица до сих пор числятся в реестре объектов культурного наследия федерального значения, но они утрачены.

С 1831 по 1845 годы усадьбой владела дочь графа Екатерина Владимировна. В 1832 году она заказала проект новой усыпальницы, Успенской церкви, Доменико Жилярди. Реализацией проекта занимался его брат Александр Жилярди и помощник последнего Иван Мартьянов. В 1835 году они расширили Владимирскую (Никольскую) церковь приделами, по проекту А. Жилярди, вероятно, был выполнен и великолепный иконостас верхнего храма, сохранявшийся до 1980-х годов.

С 1845 по 1882 годы владельцем имения был племянник Екатерины Владимировны, Владимир Петрович Давыдов (позже взявший фамилию Орлов-Давыдов). Он был привязан к Отраде с детства и с особым почтением относился к деду Владимиру Григорьевичу. При нём усадьба приобрела тот архитектурный облик, который дошёл до нас. В 1847 году архитектору Михаилу Быковскому был заказан проект новых оранжерей, поставленных в одну линию с южным фасадом дома и соединённых с ним переходами. Были перестроены либо выстроены заново замыкающие эту линию с запада и востока парковые павильоны. Изменения коснулись и дома: с парадного северного фасада пристроены крыльца с террасами, а с южного – ротонды с открытой колоннадой во втором ярусе и всходами, ведущими на них из парка.

Как выяснили исследователи в 1980-е годы, западная оранжерея имела специальное помещение, посвящённое основателю усадьбы – здесь был установлен памятник графу, выполненный итальянским мастером Пьетро Тенерани. От скульптуры сохранился лишь пьедестал, найденный в 1980-е недалеко от дома. Зал был украшен мраморными барельефами, также работы скульптора Тенерани; один из них «Отрада» реставраторы откопали между домом и оранжереей. Именно в этом помещении сейчас из трубы вытекает вода – и лишь перекрестие сводов над головой напоминает о былом величии этого сооружения. А некогда пол украшала мозаика наподобие тех, что были в римских катакомбах.

Барьльеф «Отрада» после обнаружения

В 1850-е годы Владимир Петрович пригласил ещё одного архитектора, Гарольда Боссе, для обустройства усадьбы. Фамилия Боссе стоит на этикетке резного деревянного стола, некогда украшавшего одну из комнат дома, а сейчас экспонируемого в Серпуховском музее. По проекту Боссе были достроены служебные корпуса и сооружены ограды с воротами. Тогда же на воротах появились львы и орлы, отлитые в Берлине.

Нереализованный проект парадных ворот, арх. Г. Боссе, 1851 г.

Следующим владельцем усадьбы, с 1882 до 1905 года, был сын Владимира Петровича Анатолий, а затем, вероятно, его сын Владимир Анатольевич. Перестроек больше не велось, наоборот, усадьба сохранялась как память об основателях и родителях. В 1895 году в Никольской (Владимирской церкви) поновили стенные росписи, в 1896 году между домом и церковью был установлен памятник императрице Екатерине.

В 1917 году журнал «Столица и усадьба» опубликовал статью об Отраде, из которой становится понятно расположение комнат и их назначение. Иллюстрациями к статье стали акварели художницы Эрны Детерс, посетившей усадьбу. Таким образом, мы можем составить представление об интерьерах дворца в начале 20 века. Автор статьи так описывает планировку дома: «Широкая, крытая мягким красным ковром лестница, вся устланная цветами, ведёт в первый этаж, расположенный над кухней и другими служебными помещениями. Длинный прямой коридор делит его на две половины, слева и справа ряды комнат, из них несколько отведено под библиотеку… За библиотекой следует ряд жилых комнат, ванна, особо устроенный огромный бассейн и спальни. Второй марш лестницы ведёт в просторный белый вестибюль верхнего этажа, украшенный фамильными портретами… Такой же широкий коридор, как внизу, разделяет два ряда комнат. Через большую проходную комнату и первую гостиную можно пройти в обширный графский кабинет, уставленный дубовыми шкапами…» В верхнем этаже также находилась овальная столовая с пятью окнами, выходящими в сад, и лепным потолком, расписанным Карлом Брюлловым, которому Орловы покровительствовали.

После национализации в доме был образован музей усадебного быта, но он занимал всего несколько комнат. Его описание оставил Алексей Греч в 1923 году. Богатое книжное собрание Отрады и архив владельцев в итоге поступили в фонды РГБ и Исторического музея. Большая часть дома была отдана сначала в пользование детскому дому, с 1920 года местному техникуму, с 1925-го школе крестьянской молодёжи и другим организациям. Во второй половине 1930-х в пейзажной части парка на южном берегу Лопасни была построена госдача Л. Берии, с этого времени усадебная территория отошла в пользование Комитета госбезопасности.

Состояние усадьбы с 1980-х годов по настоящее время

В 1980-е годы по заказу КГБ трестом Мособлстройреставрация были проведены исследовательские и реставрационные работы. Как сообщает один из участников тех работ, продолживший реставрацию силами своей компании «Реставрационный центр» Илья Леваков, были выполнены историко-архивные работы, топографическая и подеревная съёмка, обследование гидросистемы, обмеры фасадов всех сооружений, зондажи, раскопки на отдельных участках. Главным архитектором проекта был В. Хромеев, к сожалению, рано умерший. Воспоминаниями с нами поделились другие архитекторы, работавшие в 1980-е в Отраде. В главном доме были восстановлены все печи, паркетные полы, сделана новая кровля и покрыта медью.

Реставраторы сделали несколько интересных находок. Например, установили, что львы на парадных воротах и орлы на парковых не чугунные и не бронзовые, как писали до этого искусствоведы, а изготовлены из сплава на основе цинка, использовавшегося во второй половине 19 века. На фигурах орлов стояло клеймо немецкого мастера Отто Мюллера и дата — 1862.

1980-е гг.

Также установили, что изначально оранжереи украшали терракотовые барельефы, вероятно, выполненные по эскизам известного немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Один из них изображает борьбу кентавров с орлом Зевса. На барельефах было обнаружено клеймо – «Берлин 1846». Вероятно, это были реплики барельефов, выполненных для здания Строительной академии в Берлине, построенной по проекту К.Ф. Шинкеля в 1830-е годы.

1980-е гг.

При исследовании было обнаружено, что книжные шкафы из усадебной библиотеки сохраняются в школе села Хатунь. В самой библиотеке на тот момент сохранялись дубовые полы, панели, двери, старая столярка и остатки фурнитуры, печи. Архитектор Илья Леваков приводит фото печи с чугунной вставкой и описывает, что вставка, часть изразцов и орлы с ворот исчезли на их глазах после одной из киносъёмок.

1980-е гг.

К 1990-м годам дом и сооружения в целом были приведены в порядок, однако, работы были прерваны по неизвестной причине. Также по неизвестной причине отреставрированный дом либо не использовался, либо использовался недолго. Через десять лет он и другие усадебные постройки были списаны с баланса, а затем буквально разгромлены.

На сегодняшний день отреставрированы и используются лишь два усадебных сооружения: церковь и мавзолей. Последний украшает фигура «Чёрный ангел», которую сохранили и вернули реставраторам местные жители.

В октябре 1998 года правительство РФ издало распоряжение №1525-р о передаче усадьбы Отрада городу Москве, предстояло оформить бумаги на передачу построек из федеральной в городскую собственность. В ноябре Министерство госимущества РФ выпустило распоряжение, которое исключило усадебные постройки из реестра федеральной собственности. Однако, по неведомой причине, Москва не торопилась регистрировать своё право собственности. В 2001 году санаторий «Семёновское» ФСБ РФ зарегистрировал право оперативного управления на три исторических сооружения – мавзолей и два служебных корпуса (один из них проходит как детский сад, второй как корпус связи). Департамент имущества Москвы обратился в Управление регистрационной службы только в 2006 году. И неожиданно получил отказ. Отказ был оспорен, до августа 2008 года продолжались суды на право города оформить имущественные права на усадьбу. Ходили слухи, что Отрада приглянулась мэру Юрию Лужкову, который хотел заняться её восстановлением. Однако в 2008 году был получен окончательный отказ по причине того, что «заявитель не предоставил суду акты приёма-передачи недвижимого имущества» в связи с чем «суду не представляется возможным установить, какие конкретно объекты  недвижимости… были переданы в собственность г. Москвы». Второй причиной был назван имущественный спор с санаторием на три строения.

В результате – уникальный усадебный комплекс, один из наиболее обширных в Подмосковье, интереснейший по архитектуре – выписан из федерального реестра собственности и не внесён в городской. Почти 20 лет бесхозности после скрупулезных исследований, усилий сохранить декоративные детали и миллионов рублей потраченных на реставрацию! Разгром интерьеров, деградация состояния построек. Не хочется искать виновных, хотя вопросы есть и к санаторию, и к Росимуществу, и к городу Москве. Возможно, за этими кажущимися нестыковками и безалаберностью стоит чей-то злой умысел и желание использовать усадьбу по-своему. Не известно. Хочется помочь сделать, что возможно сейчас. Отправная точка – регистрация в государственном реестре собственности. Росимущество ответило на запрос ВООПИК, что вопрос будет решён и проведена инвентаризация. Только после этого государство сможет либо выделить бюджетные деньги на реставрацию, либо передать комплекс частному пользователю. Как мы писали раньше, положение осложнено тем, что усадебные постройки находятся на территории закрытого санатория ФСБ РФ. Непонятно, кому кроме санатория их могут передать без размежевания и передачи части земельного участка.

Первый раз мы побывали в Отраде в феврале этого года с коллегами из общественного движения «Архнадзор». Сложно спокойно смотреть на разрушение этого грандиозного ансамбля, было решено сделать, что в наших силах, для его сохранения. Обычные люди готовы приезжать и проводить уборку территории, очищать стены и дворы от растительности, но все понимают, что зданиям нужна, прежде всего, надёжная кровля и исследование состояния несущих конструкций, «лечение» стен от плесени и комплекс противоаварийных работ. Необходима воля государства: изыскать средства на работы либо, при отсутствии средств, разрешить ситуацию с землепользованием и соседством закрытого санатория. Наиболее логичным видится приспособление санаторием усадебных построек под свои нужды. Московское областное отделение ВООПИК надеется на дальнейшую поддержку и участие Военмедуправления ФСБ, Росимущества и Главного управления культурного наследия Московской области в сохранении усадьбы Семёновское-Отрада.

Фотографии: Мособлотделение ВООПИК, Владимир Сергеев, Виктор Козловских, Вадим Разумов и из блога Ильи Левакова