7 июля 2022 года исполнилось 130 лет со дня рождения Павла Дмитриевича Корина.

Корин Павел Дмитриевич (1892 – 1967) – живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958), лауреат Ленинской премии (1963).

Для его произведений характерны одухотворенность и волевая собранность образов, монументальная строгость и четкость рисунка, цельность пластической формы и напряженная насыщенность цвета.

В 1920 – 1930-х гг. Павел Дмитриевич работал над полотном «Русь уходящая», в котором стремился создать живописную эпопею старой России.

Русь уходящая

С 1930-х гг. обратился к пейзажному и портретному жанрам, запечатлел образы современников, представителей советской творческой интеллигенции (Н. Ф. Гамалеи, М.С. Сарьяна, Р.Н. Симонова и др.). В 1940-х писал картины, проникнутые чувством патриотизма и непобедимости русского народа (триптих «Александр Невский», 1942—1943; серия портретов советских военачальников).

Александр Невский

В 1950-х гг. создал мозаичные работы на станциях Московского метрополитена («Комсомольская-кольцевая», «Новослободская», «Смоленская») и в МГУ.

Мозаичное панно

В 1932—1959 гг. — руководитель реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; участвовал в реставрации картин Дрезденской картинной галереи. Так гласит историческая справка (Источник: Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 245).

Но мало кому известно, что народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин стоял у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

8-9 июня 1966 года в Москве состоялся Первый учредительный съезд ВООПИК, который возглавили Павел Корин, Леонид Леонов, Петр Барановский, Николай Воронин и другие авторитетные и известные деятели культуры.

В статье «Как гражданин России», написанной в 1966 году, Корин писал: «Забота о прошлом – наш долг, гражданский, человеческий. Мы сознаем это еще не в полной мере. Я не могу расценивать иначе, как надругательство над светлым гением Василия Баженова, тот факт, что в церкви Знамения, сооруженной им в Новоспасском монастыре (Крестьянская площадь, д.10), находится санпропускник и вытрезвитель». По всей вероятности, во времена П.Д. Корина архитектором Знаменского храма считался В.И. Баженов. Позже установили авторство Назарова Е.С., родственника Баженова. Сейчас храм находится в хорошем состоянии.

П.Д. Корин пишет: «Не могу примириться, что в семишатровом храме Иоакима и Анны (XVII в.) на Большой Якиманке сейчас кузнечно-прессовый цех». Так и не узнал Павел Дмитриевич (он умер в 1967 году), что храм Иоакима и Анны будет взорван в декабре 1969 года, и на его месте возникнет площадь.

«Трудно мириться с тем, что под Москвой стоит руина без глав – воспетая летописью Тайнинская церковь XVII века, что в Измайловском соборе Москвы всем ветрам и дождям открыты сказочные изразцы. А крыши над крыльцом все нет и нет, хоть немудреное дело соорудить её» [имеются в виду Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском и Покровский храм в Измайлове. Позднее отреставрированы].

Писал Корин и о воинствующем невежестве на Бородинском поле, где совхозные тракторы сровняли с землей батареи Богарне.

Павел Корин обращался к молодым гражданам страны с призывом охранять реликвии нашего народа: «Будьте людьми высокого долга, достоинства и чести, будьте верны славной судьбе своей страны, сыны и дочери России!»

Прошло более пятидесяти лет со дня смерти художника Корина, а его слова актуальны и сегодня.

В прошлом году я побывала на родине П.Д. Корина в Палехе, там действует музей.

Обидно, что музейное сообщество никак не отреагировало на юбилей художника. Не открыто никакой выставки. Дом-музей П.Д. Корина в Москве много лет находится на реставрации. Стыдно.

Порадовалась, что Центральная государственная библиотека Кабардино-Балкарской Республики открыла виртуальную выставку, посвященную П.Д. Корину.

Еще интересные сообщения в Телеграм:

t.me/monumentalno/902

t.me/monumentalno/903

Алла Алексеевна Громинова